В храме сщмч. Серафима, митрополита Петроградского, большая радость! Прихожанка храма Елена, пожертвовала икону Божией Матери » Тихвинская» икона 18 века после реставрации, которая длилась 9 месяцев, размер иконы 72×62. Художник-реставратор Анна Борисовна Кузьмина совершила чудо, профессионально отреставрировала икону, сохранив первозданный вид. При этом есть полный отчет о проделанной работе, который предоставлен в конце публикации фотографий иконы. К сожалению мы не можем выставить икону в храме без киота, поэтому кто сможет помочь пожертвовать киот для иконы обращайтесь ко мне, настоятелю храма. Спаси Вас Господь! Благодарю Елену и Анну за уникальную Святыню!

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.
РЕСТАВРАЦИЯ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (18 в.)
(4 апреля — 13 декабря 2025 г.)
Состояние сохранности иконы при поступлении в реставрацию.
Икона находится в аварийном состоянии.
- Основа.
Основа иконы прямоугольной формы (72 х 62 см), из древесины лиственных пород, состоит из трех делянок (досок), сплоченных двумя врезными в оборот сквозными профилированными шпонками.
Основа с ковчегом (глубиной около 5 мм).
Торцы, боковые стороны и оборот покрыты краской темно-коричневого цвета.
В основе имеются многочисленные сучки различного размера с деструктированной древесиной (наиболее крупный – по центру оборотной стороны, над верхней шпонкой). Часть сучков выходит и на лицевую сторону иконы.
В древесине торцов, боковых сторон, а также на лицевой стороне наличествуют многочисленные гвоздевые отверстия и гвозди с откусанными (удаленными) шляпками от крепления несохранившегося оклада.
По левому и правому краям иконы (на уровне клейм с изображениями святых Митрополита Петра и мученика Андрея Стратилата) имеются утраты древесины, предположительно, от подгонки иконы под новый киот или гнездо в иконостасе.
Наблюдаются немногочисленные старые летные отверстия древоточцев.
Доски, составляющие щит иконы, разошлись по стыкам и покоробились.
В правой части ковчега, на изображении левой руки Богоматери, держащей Богомладенца и ниже, до лузги – глубокий ожог древесины вертикальной формы размером 5 х 20 см).
На открытых участках древесины (в том числе – на лицевой стороне в местах утрат паволоки) имеются пятна от старого плесневого поражения, брызги и потеки воска, общие пылевые загрязнения.
Следы предыдущих реставраций: щель на обороте в месте расхождения первой и второй делянок частично заполнена массой из клея ПВА и мела.
На верхнем торце по стыку второй и третьей делянок для их фиксации применено крепление с помощью круглого в основании шканта, закрепленного в пазе, просверленном под углом к торцу. При этом сохранен перепад по высоте (около 3 мм) между делянками.
В левой верхней части оборота имеется участок удаленной древесины квадратной формы (размер 5 х 7 см, глубина 1.5 см) предположительно, на месте удаленного сучка.
На лицевую сторону иконы наклеена паволока из тонкой хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения.
Паволока наклеена единым полотном на всю поверхность лицевой стороны (поля и ковчег), что является серьезным нарушением технологии иконописи и со временем вызвало отставание паволоки с левкасом и красочным слоем на различных участках иконы (особенно – по лузге и на полях)
Паволока, просматриваемая в утратах левкаса, светло-серого цвета, с многочисленными пятнами и следами старого плесневого поражения, утратившая механическую прочность
Связь паволоки с основой нарушена, что вызвало аварийные отставания большой площади по всей поверхности иконы, а также утраты паволоки значительного размера. Наиболее существенные утраты паволоки – по верхнему и нижнему полям, там же полностью отошедшая от основы паволока с утраченным левкасом свободно свисает с иконы.
- Левкас.
Левкас просматривается в местах утрат красочного слоя – достаточно тонкий (толщиной около 2 мм), светло-серого цвета, имеется среднесетчатый кракелюр левкаса по всей поверхности лицевой стороны.
Левкас иконы в аварийном состоянии.
Связь левкаса с паволокой нарушена. Имеются утраты левкаса до паволоки большой площади (наиболее значительные – на верхнем и нижнем полях, в центральной части ковчега – на изображении головы, шеи и груди Пресвятой Богородицы, в месте стыка второй и третьей делянок, в нижней части ковчега над нижней лузгой, на месте ожога в правой части ковчега), также встречаются многочисленные полные или частичные утраты левкасы меньшего размера по всей поверхности иконы.
Имеются аварийные вздутия и плоские отставания левкаса существенной площади по всей поверхности.
- Красочный слой.
Красочный слой – яичная темпера. Живопись тонкая, с использованием цветных лаков (на изображении одежд Богомладенца). Клейма святых на левом и правом полях выполнены в технике миниатюры (письмо достаточно искусное, изящное и тщательно проработанное)
Имеются кракелюр красочного слоя (особенно на личном письме), аварийные шелушения и общая потертость.
Многочисленные утраты красочного слоя, связанные с утратами левкаса, а также в местах частичных утрат левкаса – особенно значительные на изображении личного (рук Богоматери, ножек и левой руки Младенца).
Золочение
Фон и нимбы позолочены на полимент красного цвета. Также использовалось твореное золото в разделках одежд в ковчеге и на полях.
Золото на фоне и нимбе в ковчеге почти полностью утрачено до полимента или до левкаса, сохранились лишь незначительные участки удовлетворительной сохранности. Твореное золото на одеждах также потерто и частично утрачено.
- Покрытие.
Покрытие масляно-смоляное, сильно потемневшее и сгрибившееся (собравшееся сгустками неравномерной толщины). На большей части иконы потерто, а также неравномерно и непрофессионально удалено при поновлениях и протираниях лицевой поверхности.
Также имеется промежуточный слой покрытия (предположительно, на основе яичного белка) для защиты разделок твореным золотом на одеждах Младенца и кайме мафория Богоматери.
На поверхности иконы имеются загрязнения различного происхождения – копоть, потеки воска, брызги и потеки малярной краски, общие пылевые загрязнения.
Обнаружены остатки старого поражения плесневыми грибами.
В процессе бытования икона поновлялась (возможно, неоднократно). Имеются вставки поновительского левкаса на левом и правом полях, в клеймах святых. Поля иконы полностью прописаны колером, близким по тону к авторскому. Записи имеются на изображении рук Богоматери (возможно, им предшествовала и поновительская подлевкаска). Участки поновительской подлевкаски и записи имеются в клеймах святых на полях.
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- Консервационные мероприятия.
1.1. Противоаварийные работы.
Укреплены левкас и красочный слой.
На поверхность иконы нанесена профилактическая заклейка.
Отставания паволоки и левкаса подклеены к основе.
В связи с тяжелым состоянием иконы укрепление левкаса и красочного слоя повторялось многократно на всем протяжении реставрационных работ.
- Работы с деревянной основой иконы.
- Удалены остатки гвоздей от крепления несохранившихся оклада и венцов.
- Удалены загрязнения с открытой древесины.
1.2.3. Трещины, щели, гвоздевые и летные отверстия в основе заполнены реставрационным составом.
1.2.4. В местах глубоких утрат основы (на обороте по верхнему краю, вокруг выхода крупного сучка над верхней шпонкой, по левой и правой боковым сторонам на уровне клейм святых Петра Митрополита и Мученика Андрея, а также в других местах) наращена древесина с предварительным введением арматуры из дубовых штырьков.
1.2.5. Разошедшиеся доски основы (центральная и правая) скреплены (зафиксированы с сохранением незначительного перепада по высоте) по нижнему торцу с помощью торцевой врезки из древесины бука.
- В месте глубокого ожога на лицевой стороне удалена обугленная древесина. В месте глубокой утраты наращена древесина с предварительным введением арматуры из дубовых штырьков.
- Открытая древесина тонирована в местах утраты и потертости авторской морилки.
- Работа с лицевой стороной.
1.3.1. С поверхности иконы удалена профилактическая заклейка.
1.3.2. Удалена деструктированная авторская паволока. На открытые участки основы наклеена реставрационная паволока (отдельно в ковчеге и на полях).
1.3.3. В местах утрат авторского левкаса подведен и зачищен реставрационный меловой левкас.
1.3.4. С лицевой стороны иконы удалены поверхностные загрязнения.
1.3.5. Потемневшее неравномерное покрытие утоньшено и выровнено.
1.3.6. Выполнялось повторное (множественное) неоднократное укрепление левкаса и красочного слоя в местах вздутий и отставаний.
- Реконструкция утраченных частей изображения.
2.1. Выполнены реставрационные тонировки в местах утрат красочного слоя, не требующих реконструкции.
- Выполнена реконструкция утраченных частей изображения: участков лика Богородицы, изображения рук и ног, изображения одежд Богоматери и Младенца, а также святых на полях.
- Восполнены утраты авторского золота с использованием листового и твореного золота с последующим его состариванием.
- На поверхность иконы нанесено защитное реставрационное покрытие.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХРАНЕНИЮ ИКОНЫ.
В связи с изначальным аварийным состоянием иконы требуется неукоснительное соблюдение прилагаемых Правил хранения икон, разработанных на кафедре реставрации Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, старшим преподавателем которой я являюсь на протяжении длительного времени.
Для хранения иконы необходим застекленный киот.
Отреставрированная икона не нуждается в повторном освящении. Попадание на поверхность иконы воды может спровоцировать новые разрушения и отставания левкаса и красочного слоя.
Художник-реставратор А.Б.Кузьмина.





Свежие комментарии