Top.Mail.Ru

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

Размещено Дек 17, 2025 в Новости | 0 комментариев

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храме сщмч. Серафима, митрополита Петроградского, большая радость! Прихожанка храма Елена, пожертвовала икону Божией Матери » Тихвинская» икона 18 века после реставрации, которая длилась 9 месяцев, размер иконы 72×62. Художник-реставратор Анна Борисовна Кузьмина совершила чудо, профессионально отреставрировала икону, сохранив первозданный вид. При этом есть полный отчет о проделанной работе, который предоставлен в конце публикации фотографий иконы. К сожалению мы не можем выставить икону в храме без киота, поэтому кто сможет помочь пожертвовать киот для иконы обращайтесь ко мне, настоятелю храма. Спаси Вас Господь! Благодарю Елену и Анну за уникальную Святыню!

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

В храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского пожертвовали отреставрированную икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская» 18 века.

РЕСТАВРАЦИЯ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ

 ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (18 в.)

(4 апреля — 13 декабря 2025 г.)

 

Состояние сохранности  иконы при поступлении в реставрацию.

         Икона находится в аварийном состоянии.

  1. Основа.

Основа иконы прямоугольной формы (72 х 62 см), из древесины лиственных пород, состоит из трех делянок (досок), сплоченных двумя врезными в оборот сквозными профилированными шпонками.

Основа с ковчегом (глубиной около 5 мм).

Торцы, боковые стороны и оборот покрыты краской темно-коричневого цвета.

В основе имеются многочисленные сучки различного размера с деструктированной древесиной (наиболее крупный – по центру оборотной стороны, над верхней шпонкой). Часть сучков выходит и на лицевую сторону иконы.

В древесине торцов, боковых сторон, а также на лицевой стороне наличествуют многочисленные гвоздевые отверстия и гвозди с откусанными (удаленными) шляпками от крепления несохранившегося  оклада.

По левому и правому краям иконы (на уровне клейм с изображениями святых Митрополита Петра и мученика Андрея Стратилата) имеются утраты древесины, предположительно, от подгонки иконы под новый киот или гнездо в иконостасе.

Наблюдаются немногочисленные старые летные отверстия древоточцев.

Доски, составляющие щит иконы, разошлись по стыкам и покоробились.

В правой части ковчега, на изображении левой руки Богоматери, держащей Богомладенца и ниже, до лузги – глубокий ожог древесины вертикальной формы размером 5 х 20 см).

На открытых участках древесины (в том числе – на лицевой стороне в местах утрат паволоки) имеются пятна от старого плесневого поражения, брызги и потеки воска, общие пылевые загрязнения.

 

Следы предыдущих реставраций: щель на обороте в месте расхождения первой и второй делянок частично заполнена массой из клея ПВА и мела.

На верхнем торце по стыку второй и третьей делянок для их фиксации применено крепление с помощью круглого в основании шканта, закрепленного в пазе, просверленном под углом к торцу. При этом сохранен перепад по высоте (около 3 мм) между делянками.

В левой верхней части оборота имеется участок удаленной древесины квадратной формы (размер 5 х 7 см, глубина 1.5 см) предположительно, на месте удаленного сучка.

На лицевую сторону иконы наклеена паволока из тонкой хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения.

Паволока наклеена единым полотном на всю поверхность лицевой стороны (поля и ковчег), что является серьезным нарушением технологии иконописи и со временем вызвало отставание паволоки с левкасом и красочным слоем на различных участках иконы (особенно – по лузге и на полях)

Паволока, просматриваемая в утратах левкаса, светло-серого цвета, с многочисленными пятнами и следами старого плесневого поражения, утратившая механическую прочность

Связь паволоки с основой нарушена, что вызвало аварийные отставания большой площади по всей поверхности иконы, а также утраты паволоки значительного размера. Наиболее существенные утраты паволоки – по верхнему и нижнему полям, там же полностью отошедшая от основы паволока с утраченным левкасом свободно свисает с иконы.

 

  1. Левкас.

Левкас просматривается в местах утрат красочного слоя – достаточно тонкий (толщиной около 2 мм), светло-серого цвета, имеется среднесетчатый кракелюр левкаса по всей поверхности лицевой стороны.

    Левкас иконы в аварийном состоянии.

Связь левкаса с паволокой нарушена. Имеются утраты левкаса до паволоки большой площади (наиболее значительные – на верхнем и нижнем полях, в центральной части ковчега – на изображении головы, шеи и груди Пресвятой Богородицы, в месте стыка второй и третьей делянок, в нижней части ковчега над нижней лузгой, на месте ожога в правой части ковчега), также встречаются многочисленные полные или частичные утраты левкасы меньшего размера по всей поверхности иконы.

Имеются аварийные вздутия и плоские отставания левкаса существенной площади по всей поверхности.

 

 

  1. Красочный слой.

Красочный слой – яичная темпера. Живопись тонкая, с использованием цветных лаков (на изображении одежд Богомладенца). Клейма святых на левом и правом полях выполнены в технике миниатюры (письмо достаточно искусное, изящное и тщательно проработанное)

Имеются кракелюр красочного слоя (особенно на личном письме), аварийные шелушения и общая потертость.

Многочисленные утраты красочного слоя, связанные с утратами левкаса, а также в местах частичных утрат левкаса – особенно значительные на изображении личного (рук Богоматери,  ножек и левой руки Младенца).

 

   Золочение

Фон и нимбы позолочены на полимент красного цвета. Также использовалось твореное золото в разделках одежд в ковчеге и на полях.

Золото на фоне и нимбе в ковчеге почти полностью утрачено до полимента или до левкаса, сохранились лишь незначительные участки удовлетворительной сохранности. Твореное золото на одеждах также потерто и частично утрачено.

 

  1. Покрытие.

Покрытие масляно-смоляное, сильно потемневшее и сгрибившееся (собравшееся сгустками неравномерной толщины). На большей части иконы потерто, а также неравномерно и непрофессионально удалено при поновлениях и протираниях лицевой поверхности.

Также имеется промежуточный слой покрытия (предположительно, на основе яичного белка) для защиты  разделок твореным золотом на одеждах Младенца и кайме  мафория Богоматери.

 

На поверхности иконы имеются загрязнения различного происхождения – копоть, потеки воска, брызги и потеки малярной краски, общие пылевые загрязнения.

Обнаружены остатки старого поражения плесневыми грибами.

 

В процессе бытования икона поновлялась (возможно, неоднократно). Имеются вставки поновительского левкаса на левом и правом полях, в клеймах святых.  Поля иконы полностью прописаны колером, близким по тону к авторскому. Записи имеются на изображении рук Богоматери (возможно, им предшествовала и поновительская подлевкаска). Участки поновительской подлевкаски и записи имеются в клеймах святых на полях.

 

 

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Консервационные мероприятия.

1.1. Противоаварийные работы.

Укреплены левкас и красочный слой.

На поверхность иконы нанесена профилактическая заклейка.

Отставания паволоки и левкаса подклеены к основе.

В связи с тяжелым состоянием иконы  укрепление левкаса и красочного слоя повторялось многократно на всем протяжении реставрационных работ.

 

 

 

  • Работы с деревянной основой иконы.
    • Удалены остатки гвоздей от крепления несохранившихся оклада и венцов.
    • Удалены загрязнения с открытой древесины.

1.2.3. Трещины, щели, гвоздевые и летные отверстия в основе заполнены реставрационным составом.

1.2.4. В  местах глубоких утрат основы (на обороте по верхнему краю, вокруг выхода крупного сучка над верхней шпонкой, по левой и правой боковым сторонам на уровне клейм святых Петра Митрополита и Мученика Андрея, а также в других местах) наращена древесина с предварительным введением арматуры из дубовых штырьков.

1.2.5. Разошедшиеся доски основы (центральная и правая) скреплены (зафиксированы с сохранением незначительного перепада по высоте) по нижнему торцу с помощью торцевой врезки из древесины бука.

  • В месте глубокого ожога на лицевой стороне удалена обугленная древесина. В месте глубокой утраты наращена древесина с предварительным введением арматуры из дубовых штырьков.
  • Открытая древесина тонирована в местах утраты и потертости авторской морилки.

 

 

  • Работа с лицевой стороной.

 

1.3.1. С поверхности иконы удалена профилактическая заклейка.

1.3.2. Удалена деструктированная авторская паволока. На открытые участки основы  наклеена реставрационная паволока (отдельно в ковчеге и на полях).

1.3.3. В местах утрат авторского левкаса подведен и зачищен реставрационный меловой левкас.

1.3.4. С лицевой стороны иконы удалены поверхностные загрязнения.

1.3.5. Потемневшее неравномерное покрытие утоньшено и выровнено.

1.3.6. Выполнялось повторное (множественное) неоднократное укрепление левкаса и красочного слоя в местах вздутий и отставаний.

 

  1. Реконструкция утраченных частей изображения.

 

2.1. Выполнены реставрационные тонировки в местах утрат красочного слоя, не требующих реконструкции.

 

  • Выполнена реконструкция утраченных частей изображения: участков лика Богородицы, изображения рук и ног, изображения одежд Богоматери и Младенца, а также святых на полях.

 

  • Восполнены утраты авторского золота с использованием листового и твореного золота с последующим его состариванием.

 

  • На поверхность иконы нанесено защитное реставрационное покрытие.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХРАНЕНИЮ ИКОНЫ.

 

В связи с изначальным аварийным состоянием иконы требуется неукоснительное соблюдение прилагаемых Правил хранения икон, разработанных на кафедре реставрации Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, старшим преподавателем которой я являюсь на протяжении длительного времени.

Для хранения иконы необходим застекленный киот.

Отреставрированная икона не нуждается в повторном освящении. Попадание на поверхность иконы воды может спровоцировать новые разрушения и отставания левкаса и красочного слоя.

 

 

Художник-реставратор  А.Б.Кузьмина.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *