Top.Mail.Ru

Алтарниками храма священномученика Серафима, была пожертвована в храм икона святых сщмч. Кукши и прп. Дамиана Целебника Киево-Печерских

Размещено Июн 6, 2020 в Новости | 0 комментариев

Алтарниками храма священномученика Серафима, была пожертвована в храм икона святых сщмч. Кукши и прп. Дамиана Целебника Киево-Печерских

Алтарниками храма священномученика Серафима, была пожертвована в храм икона святых сщмч. Кукши и прп. Дамиана Целебника Киево-Печерских. Икона написана в Православной канонической традиции, примечательно, что на иконе святых расположены мощевики с частицами мощей священномученика Кукши и преподобного Дамиана Целебника. Для храмов Москвы это редкая икона с мощами святых. В Праздник Пресвятой Троицы 07.06.2020 г. после Богослужения икона будет освящена настоятелем храма священником Максимом Глухих. Каждый прихожанин храма сможет поклониться образу и мощам святых! Благодарим наших алтарников и просим за них молитв о здравии рабов Божиих Андрея, Георгия и Сергия! Спаси Вас Господь за Ваш дар храму сщмч. Серафима! С Житями святых можно ознакомиться ниже.

Житие священномученика Кукши Киево-Печерского, просветителя вятичей.

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века пришел он в землю вятичей — язычников для проповеди им святого Евангелия. Вятичи — небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, они ничем не отличались от дикарей. По свидетельству святого преподобного Нестора Летописца «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены». Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров — Киева, Новгорода и прочих городов — значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание расставаться со святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

Когда в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и владыка Феоктист, епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую

ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует святой Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Калужского края — священномученика Кукши и ученика его Никона. Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Что сделалось с мощами святого Никона остается неизвестным, а тело святого Кукши, по его завещанию, доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Память святых совершается 9 сентября (25 августа), в один день с преподобный Пименом Постником.

Молитва священно мученику Кукше.

О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Житие преподобного Дамиана Печерского

по изложению свт. Димитрия Ростовского

 

Память 5 октября

Когда мы, одержимые болезнями душевными и телесными, будем, по слову Писания, призывать на помощь пресвитеров, дабы совершили они над нами помазание елеем, то призовем с ними мысленно и угодившего Богу пресвитера и целителя, блаженного Дамиана, добрым подвигом подвизавшегося в святом Печерском монастыре во время игуменства преподобного Феодосия.

Сей достойный удивления инок весьма ревностно подражал ангельскому житию и всем добродетелям преподобного отца и наставника своего Феодосия, По свидетельству многих, он был смиренен сердцем. послушлив, покорен всем; особенно же обитавшие с ним в одной келлии были очевидцами его кротости, ночного бодрствования, прилежного чтения священных книг и частого вставания на молитву. Те же очевидцы рассказывают и о многих других подвигах сего мужа, который был таким постником и отличался таким воздержанием, что, кроме хлеба и воды, ничего другого не употреблял в пищу до самой своей смерти. За свою благочестивую жизнь он удостоился получить от Господа дар чудотворения, особенно же благодать исцеления болящих, подобно святому бессребренику и чудотворцу Дамиану, имя которого носил. Приносил ли кто к преподобному больного ребенка или приводил к нему взрослого человека, страдавшего каким-либо недугом, Феодосий повелевал блаженному Дамиану творить молитву над болящим. Со смирением и безропотною покорностью, считая себя недостойным дара исцеления, творил тогда Дамиан над болящими молитвы и помазывал их святым елеем, и, Божией благодатию, все получали исцеление и уходили здоровыми.

Так блаженный Дамиан много лет богоугодно подвизался в иноческих трудах и, совершив много дел для душевного своего спасения, соделался достойным вечной жизни. Достигнув конца сей временной жизни, он впал в болезнь и, видя приближающуюся кончину, стал со слезами молиться Богу:

– Господи мой, Иисусе Христе! сподоби меня быть соучастником славы святых твоих, и с ними удостоиться Твоего наставника моего преподобного Феодосия, но причти меня вместе с ним в Твоем свете, который Ты уготовал праведникам.

Когда он так молился, внезапно предстал у ложа его ангел, в образе преподобного Феодосия; склонившись к Дамиану и с любовью целуя его, он говорил ему:

– Чадо! Господь, Коему ты молишься, послал ныне меня возвестить тебе, что прошение твое будет исполнено: ты будешь причтен к святым Его и с ними вселишься в Царствии Небесного Владыки. Когда же Господь повелит тебе преставиться от сего мира и идти к Нему, тогда мы будем неразлучны и в том свете.

Сказав сие, ангел стал невидим. Блаженный Дамиан понял, что ему было явление от Бога, ибо он не видел, чтобы говоривший ему входил или выходил дверями, но на том же самом месте, где явился, там и стал невидим. Тотчас призвал он послушника и послал его к преподобному Феодосию, прося его придти к себе. Когда святой немедленно пришел, блаженный Дамиан с радостным лицом спросил его:

– Так ли будет, отче святой, как ты обещал мне сегодня в видении?

Преподобный Феодосий, не зная ничего, отвечал:

– Не знаю, сын мой, что такое я обещал тебе.

Тогда блаженный Дамиан рассказал ему, как он сам молился, и как явился ему некто в образе преподобного Феодосия, давший такое обещание.

Услышав это, богодухновенный Феодосий восхвалил Бога и со слезами сказал преподобному:

– Поистине, чадо, будет так, как тебе обещано, ибо тебе в образе моем явился ангел Божий; я же, сам будучи грешным, как могу обещать такую славу, которая уготована праведникам?

Блаженный Дамиан, услышав сии слова, исполнился радости и надежды. Между тем к нему в келью собрались иноки; всех он облобызал и в добром исповедании с миром предал душу свою в руки Господа, когда ангелы пришли за ней, и просиял лицом, являя радостное разлучение души с телом [1]. Тогда преподобный Феодосий повелел ударить в било, чтобы собралась вся братия; с пением и великою честью погребли они в пещере честное тело Христова угодника, в честь славимого в Троице Бога.

Молитвами блаженного сего целителя Дамиана да сподобит господь и нас быть в бесконечные веки участниками царства Своего, где нет болезни. Аминь.

Прп. Дамиан преставился в 1070 г. Его мощи почивают в Антониевой пещере в Киево-Печерской лавре.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *